Что делать при финмониторинге и блокировании счетов? Как подтвердить происхождение средств? Как избежать проблем?

Ваш счет заблокировали, а деньги повисли? Банки сейчас работают жестче из-за финансового мониторинга и внимательно проверяют каждую транзакцию. Но паниковать не стоит: в большинстве случаев счет можно разблокировать, если правильно объяснить происхождение средств и быстро предоставить нужные документы.
В этой статье мы расскажем, почему происходит блокировка, какие шаги помогут вернуть доступ к деньгам и как подготовить официальные объяснения.
Что такое финансовый мониторинг и открытый банкинг?
Сегодня всё чаще слышим о финансовом мониторинге — это когда банк внимательно следит за вашими транзакциями, чтобы предотвратить отмывание денег. Из-за гармонизации законодательства с ЕС и новых правил Нацбанка банки обязаны блокировать подозрительные операции, а иногда даже разрывать отношения с клиентом или сообщать правоохранительным органам.
Теперь установлены чёткие лимиты на переводы:
- для клиентов с высоким риском — 50 тысяч грн в месяц,
- для остальных с 2025 года — 100–150 тысяч.
Если сумма больше — обязательно нужно подтвердить происхождение средств.
Но не путайте всё это с открытым банкингом, который тоже стартовал в Украине с 1 августа!
Открытый банкинг — это про удобство: вы сможете видеть и управлять всеми своими счетами в разных банках через одно приложение, например, в Приват24 или Монобанке. Если сейчас у каждого банка есть своё приложение, то с открытым банкингом можно будет смотреть баланс и оплачивать со всех счетов в одном месте — при условии, что вы дадите согласие. Сам по себе открытый банкинг не влияет на финмониторинг и не усиливает контроль со стороны государства — ваша банковская тайна остаётся только между вами, банком и НБУ.
Например, если у вас есть счета в ПриватБанке, Монобанке и Райффайзене, то после запуска открытого банкинга вы сможете управлять всеми ими из любого “удобного” приложения. Банки при этом продолжают хранить вашу информацию в безопасности, и данные не передаются государственным органам автоматически. Но лимиты и проверки для крупных сумм — уже действуют.
Кстати, у нас есть подробные видео на канале о переводах между картами, о том, как избежать штрафов и что писать в назначении платежа, чтобы налоговая не придумывала ничего лишнего.
Почему проводится финансовый мониторинг?

Вообще банки “цепляются” к вашим платежам и так тщательно проверяют операции из-за двух глобальных вопросов, ответы на которые они хотят получить:
— облагаются ли ваши доходы налогами,
— и является ли ваша деятельность законной и соответствует ли она требованиям законодательства.
Банки обязаны выяснять, откуда поступают деньги — официально это или «что-то теневое», и уплачены ли с них налоги. Если вы не сможете это доказать, банк может приостановить операцию, заблокировать счёт или даже полностью отказаться от сотрудничества. По закону банк обязан сообщать о подозрительных операциях в Госфинмониторинг, а дальше информация может попасть и в налоговую или к правоохранителям.
И да, банки делают это не потому, что им интересно копаться в вашей жизни, а потому что за нарушения финмониторинга им грозят огромные штрафы. Более того, когда происходит блокировка или «заморозка» счёта, просто написать в чат банка — не вариант. Нужно предоставить официальное письменное объяснение, где вы укажете происхождение средств и подтвердите их легальность.
Кстати, наши бухгалтеры уже подготовили шаблон такого письма. Примеры можно посмотреть здесь.
Что делать при блокировке счёта?
- Сохраняйте спокойствие
Не паникуйте и не спорьте с оператором в чате. Агрессия или претензии только уменьшат ваши шансы на быстрое разблокирование. - Узнайте причину блокировки
Спокойно обратитесь в банк: уточните, почему именно заблокировали счёт и какие документы нужно предоставить. Удобнее всего сделать это через чат или онлайн-кабинет. - Подготовьте письменное объяснение
Напишите официальное письмо и приложите копии подтверждающих документов. Нужно чётко доказать:
- откуда поступили средства;
- в чём суть ваших операций;
- что доход легален и налоги уплачены.
- Проанализируйте банковскую выписку
Откройте выписку с начала года и просмотрите все поступления и переводы. Рядом с каждой транзакцией сделайте короткую пометку для себя, чтобы быстро ориентироваться при ответах банку. - Не спорьте с банком
Избегайте фраз вроде «почему вы спрашиваете?» или «какое вы имеете право?». Даже если потом вы предоставите все документы, такой тон может испортить результат. - Обжалуйте действия банка, если нужно
Если банк отказывается идти навстречу, вы имеете право подать жалобу в:
- НБУ;
- Совет финансового омбудсмена (актуально для госбанков).
По закону официальный ответ должны предоставить в течение 30 дней, но этот срок могут продлить.
Легальные источники происхождения средств
если перевод от друзей или родственников. Чтобы банк действительно поверил, что это “дружеский” перевод и всё законно, попросите у отправителя квитанцию из банка — это реальное доказательство для финансовой организации.
Иногда можно “доработать” их задним числом — например, оформить расписку или договор возвратной финансовой помощи от знакомых или родственников. Но не злоупотребляйте: если таких расписок будет слишком много, у банка появятся дополнительные вопросы.
Иногда можно “доработать” их задним числом — например, оформить расписку или договор возвратной финансовой помощи от знакомых или родственников. Но не злоупотребляйте: если таких расписок будет слишком много, у банка появятся дополнительные вопросы.
используйте законные основания из статьи 165 Налогового кодекса: подарки на день рождения, перевод от продажи собственного урожая, металлолома или даже помощь от родственников. Такие доходы не облагаются налогами.
Главное — объясняйте честно, добавляйте официальные документы и не пытайтесь массово “закрывать” всё расписками. Банк чувствует, когда вы действительно не финансовая организация, поэтому 1–2 таких перевода ещё “пройдут”, но если половина поступлений — займы, вопросы неизбежны. Если вы всё же не хотите волноваться, тогда доверьте ведение отчётности и при необходимости вопросы с разблокировкой карт нашим бухгалтерам — они точно найдут решение.
Хотите проконсультироваться со специалистом как можно быстрее?
Оставьте заявку, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время
Действия финучреждения и клиента после подачи объяснений о происхождении средств
А что происходит после того, как вы подали объяснение в банк или финансовую организацию о происхождении средств? На самом деле здесь два сценария:
Первый — банк принимает ваши аргументы, вопросы исчезают, счёт разблокируют, и вы спокойно продолжаете пользоваться им.
Второй — даже с самыми убедительными объяснениями вас могут не разблокировать. Бывает, что у банка есть дополнительная информация (например, жалобы других клиентов), и решение уже окончательное.
Нужно понимать: если банк решил окончательно “попрощаться”, вернуться обратно практически невозможно. Закон не гарантирует право на восстановление обслуживания, а судебных решений в пользу клиента почти нет. Максимум — через год-два можно снова подать просьбу, кратко описать себя и попросить второй шанс, но даже это не всегда помогает.
Ещё один важный лайфхак: если банк закрыл счёт и просит предоставить другой для перевода остатка денег, не давайте номер “своего” основного банка, которым пользуетесь в работе. Лучше использовать менее известный банк, чтобы в случае новой блокировки не потерять тот, который нужен ежедневно.
Однако в любом случае желательно, чтобы объяснение готовил адвокат или бухгалтер, специализирующийся на банковских вопросах.
Вывод
Блокировка счёта — это часть правил, которые банки обязаны соблюдать. И да, банки делают это не потому, что им интересно копаться в вашей жизни, а потому что за нарушение финансового мониторинга им грозят огромные штрафы. Главное — спокойно и официально объяснить происхождение средств, подготовить подтверждающие документы и не вступать в споры с банком.
- Сохраняйте спокойствие и не паникуйте – эмоции лишь усложняют ситуацию.
- Узнайте точную причину блокировки и документы, которые банк хочет получить.
- Подготовьте письменное объяснение и добавьте копии подтверждающих документов
Хотите проконсультироваться со специалистом как можно быстрее?
Оставьте заявку, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время









