Что делать при финмониторинге и блокировании счетов? Как подтвердить происхождение средств? Как избежать проблем?

Автор статьи: Денис Кораблев
Что делать при финмониторинге и блокировании счетов? Как подтвердить происхождение средств? Как избежать проблем?

Ваш счет заблокировали, а деньги повисли? Банки сейчас работают жестче из-за финансового мониторинга и внимательно проверяют каждую транзакцию. Но паниковать не стоит: в большинстве случаев счет можно разблокировать, если правильно объяснить происхождение средств и быстро предоставить нужные документы.

Содержание статьи

    В этой статье мы расскажем, почему происходит блокировка, какие шаги помогут вернуть доступ к деньгам и как подготовить официальные объяснения.

    Что такое финансовый мониторинг и открытый банкинг?

    Сегодня всё чаще слышим о финансовом мониторинге — это когда банк внимательно следит за вашими транзакциями, чтобы предотвратить отмывание денег. Из-за гармонизации законодательства с ЕС и новых правил Нацбанка банки обязаны блокировать подозрительные операции, а иногда даже разрывать отношения с клиентом или сообщать правоохранительным органам.

    Теперь установлены чёткие лимиты на переводы: 

    • для клиентов с высоким риском — 50 тысяч грн в месяц, 
    • для остальных с 2025 года — 100–150 тысяч. 

    Если сумма больше — обязательно нужно подтвердить происхождение средств.

    Но не путайте всё это с открытым банкингом, который тоже стартовал в Украине с 1 августа!

     Открытый банкинг — это про удобство: вы сможете видеть и управлять всеми своими счетами в разных банках через одно приложение, например, в Приват24 или Монобанке. Если сейчас у каждого банка есть своё приложение, то с открытым банкингом можно будет смотреть баланс и оплачивать со всех счетов в одном месте — при условии, что вы дадите согласие. Сам по себе открытый банкинг не влияет на финмониторинг и не усиливает контроль со стороны государства — ваша банковская тайна остаётся только между вами, банком и НБУ.

    Например, если у вас есть счета в ПриватБанке, Монобанке и Райффайзене, то после запуска открытого банкинга вы сможете управлять всеми ими из любого “удобного” приложения. Банки при этом продолжают хранить вашу информацию в безопасности, и данные не передаются государственным органам автоматически. Но лимиты и проверки для крупных сумм — уже действуют. 

    Кстати, у нас есть подробные видео на канале о переводах между картами, о том, как избежать штрафов и что писать в назначении платежа, чтобы налоговая не придумывала ничего лишнего. 

    Почему проводится финансовый мониторинг?

    финансовый мониторинг

    Вообще банки “цепляются” к вашим платежам и так тщательно проверяют операции из-за двух глобальных вопросов, ответы на которые они хотят получить:
    — облагаются ли ваши доходы налогами,
    — и является ли ваша деятельность законной и соответствует ли она требованиям законодательства.

    Банки обязаны выяснять, откуда поступают деньги — официально это или «что-то теневое», и уплачены ли с них налоги. Если вы не сможете это доказать, банк может приостановить операцию, заблокировать счёт или даже полностью отказаться от сотрудничества. По закону банк обязан сообщать о подозрительных операциях в Госфинмониторинг, а дальше информация может попасть и в налоговую или к правоохранителям.

    И да, банки делают это не потому, что им интересно копаться в вашей жизни, а потому что за нарушения финмониторинга им грозят огромные штрафы. Более того, когда происходит блокировка или «заморозка» счёта, просто написать в чат банка — не вариант. Нужно предоставить официальное письменное объяснение, где вы укажете происхождение средств и подтвердите их легальность.

    Кстати, наши бухгалтеры уже подготовили шаблон такого письма. Примеры можно посмотреть здесь.

    Что делать при блокировке счёта?

    1. Сохраняйте спокойствие
      Не паникуйте и не спорьте с оператором в чате. Агрессия или претензии только уменьшат ваши шансы на быстрое разблокирование.
    2. Узнайте причину блокировки
      Спокойно обратитесь в банк: уточните, почему именно заблокировали счёт и какие документы нужно предоставить. Удобнее всего сделать это через чат или онлайн-кабинет.
    3. Подготовьте письменное объяснение
      Напишите официальное письмо и приложите копии подтверждающих документов. Нужно чётко доказать:
    • откуда поступили средства;
    • в чём суть ваших операций;
    • что доход легален и налоги уплачены.

    *Шаблон письма

    1. Проанализируйте банковскую выписку
      Откройте выписку с начала года и просмотрите все поступления и переводы. Рядом с каждой транзакцией сделайте короткую пометку для себя, чтобы быстро ориентироваться при ответах банку.
    2. Не спорьте с банком
      Избегайте фраз вроде «почему вы спрашиваете?» или «какое вы имеете право?». Даже если потом вы предоставите все документы, такой тон может испортить результат.
    3. Обжалуйте действия банка, если нужно
      Если банк отказывается идти навстречу, вы имеете право подать жалобу в:
    • НБУ;
    • Совет финансового омбудсмена (актуально для госбанков).

    По закону официальный ответ должны предоставить в течение 30 дней, но этот срок могут продлить.

    Легальные источники происхождения средств

    Первый вариант

    если перевод от друзей или родственников. Чтобы банк действительно поверил, что это “дружеский” перевод и всё законно, попросите у отправителя квитанцию из банка — это реальное доказательство для финансовой организации.

    Не хватает документов?

    Иногда можно “доработать” их задним числом — например, оформить расписку или договор возвратной финансовой помощи от знакомых или родственников. Но не злоупотребляйте: если таких расписок будет слишком много, у банка появятся дополнительные вопросы.

    Не хватает документов?

    Иногда можно “доработать” их задним числом — например, оформить расписку или договор возвратной финансовой помощи от знакомых или родственников. Но не злоупотребляйте: если таких расписок будет слишком много, у банка появятся дополнительные вопросы.

    Если вы совсем не понимаете, откуда определённые средства

    используйте законные основания из статьи 165 Налогового кодекса: подарки на день рождения, перевод от продажи собственного урожая, металлолома или даже помощь от родственников. Такие доходы не облагаются налогами.

    Главное — объясняйте честно, добавляйте официальные документы и не пытайтесь массово “закрывать” всё расписками. Банк чувствует, когда вы действительно не финансовая организация, поэтому 1–2 таких перевода ещё “пройдут”, но если половина поступлений — займы, вопросы неизбежны. Если вы всё же не хотите волноваться, тогда доверьте ведение отчётности и при необходимости вопросы с разблокировкой карт нашим бухгалтерам — они точно найдут решение.

    Хотите проконсультироваться со специалистом как можно быстрее?

    Оставьте заявку, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время

    Действия финучреждения и клиента после подачи объяснений о происхождении средств

    А что происходит после того, как вы подали объяснение в банк или финансовую организацию о происхождении средств? На самом деле здесь два сценария:
    Первый — банк принимает ваши аргументы, вопросы исчезают, счёт разблокируют, и вы спокойно продолжаете пользоваться им.
    Второй — даже с самыми убедительными объяснениями вас могут не разблокировать. Бывает, что у банка есть дополнительная информация (например, жалобы других клиентов), и решение уже окончательное.

    Нужно понимать: если банк решил окончательно “попрощаться”, вернуться обратно практически невозможно. Закон не гарантирует право на восстановление обслуживания, а судебных решений в пользу клиента почти нет. Максимум — через год-два можно снова подать просьбу, кратко описать себя и попросить второй шанс, но даже это не всегда помогает.

    Ещё один важный лайфхак: если банк закрыл счёт и просит предоставить другой для перевода остатка денег, не давайте номер “своего” основного банка, которым пользуетесь в работе. Лучше использовать менее известный банк, чтобы в случае новой блокировки не потерять тот, который нужен ежедневно.

    Однако в любом случае желательно, чтобы объяснение готовил адвокат или бухгалтер, специализирующийся на банковских вопросах. 

    Вывод

    Блокировка счёта — это часть правил, которые банки обязаны соблюдать. И да, банки делают это не потому, что им интересно копаться в вашей жизни, а потому что за нарушение финансового мониторинга им грозят огромные штрафы. Главное — спокойно и официально объяснить происхождение средств, подготовить подтверждающие документы и не вступать в споры с банком.

    Советы от наших бухгалтеров:
    1. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте – эмоции лишь усложняют ситуацию.
    2. Узнайте точную причину блокировки и документы, которые банк хочет получить.
    3. Подготовьте письменное объяснение и добавьте копии подтверждающих документов

    Примеры писем для банка (для разблокировки счета)

    Хотите проконсультироваться со специалистом как можно быстрее?

    Оставьте заявку, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время